Зa сутки дo oфициaльнoй прeмьeры в пoдвaлe «Прaктики» сoбрaлись всe свoи. Пoмимo Eвгeнии Дoбрoвoльскoй, вoлнoвaвшeйся зa сынa, пришли стaрший сын Миxaилa Eфрeмoвa — aктeр Никитa Eфрeмoв и eгo друг Гaрик Сукaчeв.
Пeрeд нeбoльшoй сцeнoй, нaпoминaвшeй искусствeнную рeaльнoсть — плaстикoвaя трaвa и пригoрки, oгoрoжeнныe пoлупрoзрaчным зaбoрoм, — устaнoвили трибуну. Нa нee и вышлa в кaчeствe лeктoрa пoстaнoвщик спeктaкля и xудрук «Прaктики» Мaринa Брусникинa, чтoбы зaчитaть дoклaд o тoм, кaк прaвильнo сaжaть дeрeвья, и oтдeльнo — кaк иx сaжaть нa xoлмax. Зaунывный тeкст сoпрoвoждaлся смехом зала.
А потом началось представление — забегали светлячки по искусственному газону (художник спектакля — Николай Симонов), земля под ногами фрезеровщика и его сына-программиста ожила, начала отражать эхом их разговоры, накладывая их на известные мелодии советских лет. Отец с лопатой и термосом привез своего высоковозрастного отпрыска в дальние дали, проделав трехчасовой путь то ли на электричке, то ли на машине, а потом еще час пешком, чтобы в сказочном зеленом оазисе осуществить программную вещь — посадить дерево. Фрезеровщик Ефремова — стопроцентный советский человек, хорошо усвоивший уроки тех лет. Что должен сделать в жизни настоящий мужик? Сына вырастить, дом построить, посадить дерево. Первые два пункта выполнены, третий тоже. Еще в юные годы он посадил рябину, название которой произносит чудно, акцентируясь на «я» так, словно говорит на диалекте российской провинции. Двадцатилетний сын, страшно далекий от рефлексий папаши, не может понять, зачем все это нужно и почему отец достает его разговорами про правильных мужиков. Но тем не менее приехал бог знает куда вместе с ним. Ему даже интересно, как надо сажать деревце, хотя что такое «саженец», он не знает. А молоденькую яблоньку отец прикупил на рынке, где, как известно, сплошной обман, в отделе «Яблони», но как сажать то, что он приобрел, — совершенно непонятно. Возникает нервный диалог, выяснение отношений. Сын предъявляет отцу свой счет, задает неприятные вопросы, почему он его нормально не воспитал. Припомнит все, даже некую Ларису, к которой папаша периодически наведывался при живой жене. Все это очень занятно, учитывая то, что у самого Михаила Ефремова был не один брак и детей шестеро, двое из которых находились в тот вечер в театре. Евгения Добровольская опять же рядом, а речь на сцене — о взаимоотношениях с матерью и женщинами вообще. Этот контекст придает действию драйв, но все же не легкое дыхание.
28-летний Николай Ефремов имеет за плечами вполне солидную фильмографию. Он начал сниматься еще в 13-летнем возрасте и тоже вместе с отцом, а потом и с мамой, успел поработать в «Книге мастеров», «Духless», «Белой гвардии» и «Индиго», ребенком выступал в детском коллективе «Непоседы». А вот на сцене чувствует себя скованно, но в какие-то моменты это даже работает на роль. Михаилу Ефремову играть особенно нечего. Материала хватает на одноактовку, а тут надо полтора часа продержать зал. Он как мотор на холостом ходу, на пределе сил — иначе не умеет. И, в общем, спасает действие самим фактом присутствия и сумасшедшей органикой.
Появятся еще на поле чудес, словно из сказки про Буратино, два странноватых охранника (актеры Валерий Трошин и Олег Тополянский). Представители этой профессии стали невероятно востребованы в последнее время в театре и кино. Их психология и образ мыслей буквально завладели умами современных режиссеров. Но у Марины Брусникиной они такие же игрушечные, ненастоящие, как и обстановка вокруг. Даже оружием эти парни толком не владеют. Они — ходячая карикатура на реальность.
Отдельно — о драматурге. Алексей Житковский — автор десяти пьес, и самая известная из них — «Горка». Живет в Нижневартовске, изучал химию, а потом окончил сценарный факультет ВГИКа, снял документальный фильм «Памятник». «Посадить дерево» задумывал в жанре шутки, эксперимента с элементами комедии и абсурда, вспомнив, как сажал деревья с отцом и в школе, и эта традиция отмерла. «Мне было интересно представить, что может сегодня заставить человека вместе с ребенком выйти во двор, выехать в поле и посадить саженец. Без указки сверху, без «субботника» и бесконечных экологических акций… И сможет ли современный подросток выкопать яму и не загубить молодое дерево? А старший, отец? Помнят ли сейчас отцы, как сажать деревья?» — размышляет автор пьесы, не собиравшийся создавать нечто нравоучительное. Шутка и имеет место быть, ничего более.