Памяти Олега Ефремова: инфицировал других своей мечтой

Oн был сoвсeм мoлoдым чeлoвeкoм, eщe дo тридцaти, кoгдa Студия мoлoдыx aктeрoв, пoзднee нaзвaннaя «Сoврeмeнникoм», сыгрaлa свoй пeрвый спeктaкль — «Вeчнo живыe». Яркий, нeвeрoятнo зaрaзитeльный и крaйнe убeдитeльный в тoм, кaким oн видел новый театр, Ефремов смог заразить своей мечтой вчерашних студентов.

Встреча молодого «Современника» со зрителями — И.Кваша, Е.Евстигнеев, Г.Волчек, О.Ефремов, Л.Толмачева, Н.Дорошина, 1959 год

Олег Николаевич был, безусловно, очень талантливым человеком: его актерские и режиссерские работы не просто впечатляют или восторгают — они всякий раз касаются чего-то самого главного в человеке, провоцируют на вопросы к самому себе – сложные, глубокие, порой мучительные. О художественном даре Ефремова написаны тома прекрасных исследований.

Репетиция молодого Современника в поезде, 1958 (Владимир Паулус, Лилия Толмачева, Сюзанна Серова, Олег Ефремов, Светлана Мизери, Галина Волчек)

И все же, как неоднократно свидетельствовали те, кто начинал вместе с ним «Современник», главным талантом, а скорее даже гением Олега Николаевича было умение повести за собой людей, «инфицировать» их собственной мечтой о театре. В середине 1950-х с точки зрения любого здравомыслящего человека попытка создать театр «снизу» казалась не просто утопией. Еще вчера страна была практически парализована сталинской системой, где любая инициатива могла обернуться пропуском в ГУЛАГ.

Олег Ефремов, Игорь Кваша, творческое общение за кулисами, конец 50-х годов

Управленческая машина перестраивалась совсем не быстро, а с ней невозможно было не столкнуться, создавая государственный театр (других в СССР не было). Но все же Ефремов замахнулся и заставил поверить в возможность шагнуть от идеи к реальности всех тех, кто пошел за ним следом.

Олег Ефремов, Виктор Розов и артисты-участники одного из первых спектаклей «Вечно живые» на поклонах после спектакля, 1957 год

Любому, кто знаком с подробностями того, как и что, преодолевая, становился на ноги «Современник», до сих пор кажется невероятным, что прекрасная утопия не только воплотилась в жизнь, но и стала театром, которому посчастливилось быть интересным людям и сегодня, на седьмом десятке своей истории.

Олег Ефремов, Виктор Розов, общение за кулисами, конец 50-х-начало 60-х годов

Нравственные, гуманистические ценности и попытка поиска новой художественной правды стояли во главе угла замысла Олега Ефремова. Он не обманывал ни себя, ни своих товарищей, ни зрителя. Не лукавил и был предельно честен, не скрывая, что путь может оказаться очень тяжелым. У него получилось. Ефремовский гений победил. Спасибо, Олег Николаевич.           

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.