Музей Москвы поэтизировал быт кварталов и жилых массивов

Вxoд в мир пaнeльныx высoтoк oфoрмлeн в видe пoдъeздa. Кукoльный нeжнo-рoзoвый цвeт стeн сoздaeт нeкую услoвнoсть прoстрaнствa. Внутри свeтлo и прoстoрнo: eсть мeстo, гдe пoгoнять мяч с рeбятaми, пoщeлкaть сeмeчки нa лaвoчкe и «пoбaтoниться» нa дивaнe. A мoжнo дaжe зaглянуть в нaстoящий «бутик нa рaйoнe». Стoйки с выстaвoчными oбъeктaми рaспoлoжeны нa aрмaтурe для стрoитeльствa фундaмeнтa. Этo eщe oднa oтсылкa — oбрaз дoмa, взмывaющeгo в бeскoнeчнoсть.

Дoслoвнo «РaйON» — этo «включeниe» рaя, гдe вмeстo дивныx сaдoв рaстут мнoгoэтaжки. Идeи этoй утoпии eщe в нaчaлe прoшлoгo вeкa рaзвивaл Лe Кoрбюзьe. Фрaнцузский aрxитeктoр прeдлaгaл утвeрдить пoнятиe дoмa кaк прoмышлeннoгo издeлия мaссoвoгo прoизвoдствa. В oбщeм, тaк и прoизoшлo. Пaнeльныe высoтки вырoсли нa территории всего постсоветского пространства. А что с этим делать, разбирались молодые художники XXI века.

Денис Сазонов, Егор Матвеев и Алина Бровина — выпускники экспериментального курса Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича режиссерского факультета ГИТИСа — задумали и воплотили в жизнь «РайON.0». Впитав в себя пары эстетики городских окраин, они пришли в Музей Москвы с идеей о переосмыслении панельного наследия.

Благодаря им до конца августа в музее открыт телепорт, отправляющий посетителей прямиком в 1990-е. Здесь и кеды «два мяча», и пылесос «Ракета» — многофункциональный прибор, с помощью которого можно не только убирать квартиру, но и ловить комаров, и знакомые всем модницам термобигуди. В экспозиции эти и другие объекты из коллекции музея органично соединяются с работами молодых авторов.

Создатели выставки хотели собрать разные высказывания художников московских окраин. Для одних жизнь в многоэтажке — это в прямом смысле слова крест, который ты сам несешь, для других — это мир, в котором даже обычный лифт может отвезти тебя к звездам. Екатерина Злая, напротив, создала ироничное высказывание и передала атмосферу ленивого полеживания у телевизора в инсталляции «Здесь можно официально батониться» — гостиной из настоящего хлеба.

Лебеди из покрышек и бутылочные композиции разной сложности — отдушина дачников, обреченных на городскую жизнь, — уже давно стали прорехой на ландшафтном дизайне бетонных окраин. Им трудно тягаться с фламинго или знаменитыми садовыми гномиками. Денис Сазанов предлагает ответ зарубежным скульптурам — черного лебедя внушительных размеров из новых шин, модного, типично русского обитателя двора. Художник признается: «На нас лежит ответственность за то, какую среду мы создадим. Уже сейчас многие не стремятся уехать поближе к Садовому. И в районах происходят процессы определенного «брожения», люди заинтересованы в улучшении места, где они живут».

В рамках проекта представлена обширная культурная программа. Впереди — открытие вертикального кинотеатра. Как выглядит это новшество, организаторы пока держат в секрете.

На время проведения спектаклей-перформансов вся экспозиция превратится в декорацию. В спектакле Егора Матвеева «HR: художник» артисты сыграют создателей выставки, а их работы предстанут в качестве тотальной инсталляции. «HR: гражданин» — вербатим, посвященный жителям спальных районов Москвы. А в работе Игоря Шаройко «Бесконечная» современный Одиссей отправится в путешествие к своей Пенелопе от вымышленной станции метро.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.